Структура курса или модуля дистанционного обучения (ДО)

На главную   Новости     Карта сайта    Написать письмо
Кукса В.Н., Максимова Т.Ф., Сединко А.М. / Инструкция по созданию структуры курса или модуля дистанционного обучения. - Новочеркасск, 2011.

Содержание

Структура учебно-практического пособия для курса ДО

Структура учебно-практического пособия для модуля ДО

Дополнительные элементы и средства модуля ДО

Схематичная структура учебно-практического пособия для курса и модулей ДО

Создание электронной версии учебно-практического пособия (модуля)


Список использованных источников


Модули ДО

Пользователь ПК

- Десятипальцевый метод набора текста - Стандартные программы Windows - MS Word 97-2003 - Архивирование

1С:Бухгалтерия7.7

Модуль "Зерно"

Расчет доз минеральных удобрений

Модуль "Свиноводство"

Методика расчетов основных производственных показателей при поточной и циклично-туровой системе опоросов


Тестирование


Дистанционное обучение

Разработки

Контактная информация





Структура учебно-практического пособия для курса ДО

Для конкретного курса дистанционного обучения согласно учебной программе необходимо разработать и издать учебно-практическое пособие, затем его перевести в электронный вид - сделать интерактивным, чтобы оно выполняло функции "Путеводителя".

Учебно-практическое пособие для ДО должно иместь следующую структуру:

  1. Введение, содержащее сюжет, цели курса и выходные требования
  2. Содержание
  3. Текст для самостоятельного изучения курса
  4. Контрольные вопросы по каждой теме и курсу в целом
  5. Список литературы к каждому разделу, ссылки на Интернет-ресурсы
  6. Словарь понятий и терминов
  7. Вопросы для повторения
  8. Практические задания по темам или предметам
  9. Примеры конкретных ситуаций с вопросами, упражнениями и ответами на них.

Распределение приоритетов и отбор материала для включения в курс является ключевой проблемой как на этапе предварительного продумывания содержания курса, так и на всех последующих этапах разработки курса ДО.

Курс обучения должен иметь "сюжет". Первый шаг к определению сюжета делается при разработке достаточно подробной рабочей программы, структурируя ее в несколько (не больше 8-ми) модулей, каждый из которых служит изучению одной темы.

Содержание

Рассмотрим более подробно структуру учебно-практического пособия курса ДО

1. Введение должно быть кратким и в то же время давать ясную информацию, необходимую слушателю с самого начала изучения курса.

Во введении содержится три обязательных элемента:

  • сюжет курса;
  • цели курса;
  • что слушатель изучит и где сможет применить.

Эти три компонента используются и во введении к каждому модулю/предмету/теме..

Сюжет задается списком положений, показывающих логическую структуру курса под заголовком "Вы будете изучать".

Цели курса логически следуют из сюжета, но не идентичны ему. Под заголовком "Цели курса" приводится список важнейших тем, концепций, умений и т.д., которые слушатель должен освоить при его изучении.

Связь курса с практикой должна быть отражена под заголовком "После изучения курса Вы сможете" в виде списка новых знаний и умений, которые слушатель сможет применить после изучения курса.

Во введении следует отметить, что никакой курс не является самодостаточным для специалиста и даже после окончания курса необходимо совершенствовать и пополнять свои знания.

Во введении также необходимо представить краткую информацию об авторах курса и используемых учебниках. Указать их практический опыт, сферы научных интересов. Это придает некоторый элемент личного общения между автором и дистанционным слушателем, которые не встречаются при изучении курса.

Введение можно дополнить подзаголовками:

График курса Описание учебных материалов и/или Инструкция по использованию учебно-методического пособия для дистанционного обучения.

2. Содержание – перечень модулей/предметов курса, которые объединены общими целями и сюжетом заданными во введении.

Схематично структура курса ДО представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схематичная структура учебно-практического пособия для курса и модулей ДО

Содержание


Структура учебно-практического пособия для модуля ДО

Одним из важных вопросов при разработке обучающих модулей является его содержание, т.к. слушатели должны изучать учебный материал последовательно, работая с текстом.

Обучающий модуль имеет ряд особенностей:

  • знакомит слушателей с идеями, выводами и умениями в соответствии с назначением модуля;
  • является интерактивным, т.е. работая с текстом слушатель делает заметки, обдумывает выводы, подбирает примеры из собственной практики, выполняет задания и упражнения, часть из которых имеют ответы и решения в модуле.

Текст модуля ДО может быть:

  • достаточно полным или служить руководством по изучению других материалов (глав учебников, материалов для чтения и т.п.);
  • иметь тезисную форму;
  • в виде инструкций (например, проводить расчеты или стандартные последовательные действия);
  • описательным (ориентированы на понимание, обдумывание, сравнение).

Изучение модуля ДО, естественно, не должно ограничиваться дальнейшиее профессиональное совершенствование слушателя, а лишь давать стимул для освоения новых высот в конкретной науки.

Объем материала модул ДО ограничен целями курса и временем на его изучение.

Содержание

Рассмотрим более подробно структуру модуля ДО

Каждый модуль (предмет) ДО состоит из следующих разделов:

1. Введение содержит три элемента с заголовками:

"Вы будете изучать" "Цели модуля" "После изучения модуля Вы сможете"

2. Содержание модуля.

3. Текст модуля с ссылками.

4.Материалы для чтения и их использование.

От выбора материалов для чтения зависит эффективность преподавания/изучения модуля при дистанционном образовании. В дополнение к учебно-практическому пособию каждый курс должен быть обеспечен несколькими учебниками и дополнительными материалами для чтения (статьи, главы из книг, монографии и т.д.).

Чтобы чтение было активным, в текст модуля помещают специальные ссылки-подсказки и инструкции.

Существует распространенные и эффективные способы научить слушателей пользоваться материалами для обязательного чтения:

  • прочитать заданный фрагмент и объяснить все незнакомые термины;
  • законспектировать концепции, выводы и аргументы из прочитанного;
  • при чтении выделить несколько основных положений/выводов;
  • внимательно шаг за шагом изучить текст.

Рекомендации по дополнительному чтению приводятся в конце модуля, чтобы не отвлекать слушателя при изучении основного материала.

На дополнительные материалы даются только краткие ссылки, например:

"Если Вы хотите узнать больше об ..., то можно прочитать дополнительный материал для чтения к этому модулю (заголовок или автор), который взят из исследования (или учебника)...".

Содержание

5. Вопросы и упражнения

Отличительной чертой учебно-практических пособий для дистанционного образования является интерактивность, которая достигается включением в текст вопросов и упражнений. Они в наибольшей степени моделируют диалог между слушателем и преподавателем.

Вопросы могут быть двух типов:

  • Вопросы в тексте

  • Это вопросы, которые предполагают сравнить концепции, дать определения термину, вспомнить примеры из собственного обыта. Ответы на них слушатели находят и проверяют, продолжая читать.
  • Вопросы после текста (вопросы-упражнения)
  • Это более сложные вопросы, требующие сравнения нескольких точек зрения, возвращения к ранее изученному материалу. Бывают инструктивными и оценивающими. Ответы на них помещаются в конце модуля.

Содержание

Модуль должен содержать как минимум 2-3 упражнений, и вопросов в тексте.

Ответы на вопросы в тексте должны следовать за вопросами непосредственно в составе модуля.

Упражнениям присваивают номер, состоящий из номера модуля и порядкового номера упражнения в модуле (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 - Схематичная структура учебно-практического пособия для курса и модулей ДО

6. Контрольные работы включаются в модуль в зависимости от значимости и сложности. В них должно быть четко определено, что следует сделать.

Ответы на контрольные задания проверяет преподаватель и возвращает их слушателю со своими замечаниями, оценкой уровня усвоения материала и советами.

Схематичную структуру модуля ДО можно посмотреть здесь.

Содержание


Дополнительные элементы и средства модуля ДО

В модуль дистанционного обучения можно добавить следующие дополнительные элементы и средства:

1. Тесты. При необходимости можно в модуль включить тестовые вопросы по отдельным темам, разделам или модулям.

2. Резюме. В конце модуля, следует поместить резюме – краткий перечень основных положений модуля из 5-6 пунктов. Резюме напоминает слушателю содержание и связи между модулями.

3. Словарь основных понятий и терминов облегчает работу слушателя с текстом и материалами для чтения. Его помещают в конце учебно-методического пособия.

4. Подготовка к экзамену или защите дипломной работы. Неотъемлемой частью модуля являются задания для итоговой аттестации. Автор должен разработать несколько вариантов таких заданий. Одно из экзаменационных заданий в качестве примера необходимо поместить в учебно-практическое пособие, чтобы показать слушателям, что ожидает их на экзамене, как формулируются вопросы и задания.

5. Вопросы для повторения также служат для подготовки к итоговой аттестации и помещаются в конце учебно-практического пособия. Эти вопросы отличаются от вопросов экзаменационного задания, их цель – оценить насколько достигнуты цели курса. Вопросы должны затрагивать все важные темы каждого модуля.

Содержание

6. Графическое оформление текста и иллюстрации отличает текст учебно-практического пособия для ДО от традиционных книг и статей, облегчают его восприятие и служит для структурирования текста модуля.

Например, можно использовать следующие графические элементы:

Рамки используются для выделения важных вставок в текст: коротких описаний практических ситуаций, статистических данных, примеров, обобщений, аргументации или результатов исследований.

Рамки прерывают процесс чтения, поэтому их должно быть немного, и текст в рамке не должен быть длинным.

Графики и схемы позволяют компактно и наглядно представить значительную информацию. Они являются эффективным средством обучения и широко используются, где это возможно, в учебно-практических пособиях для дистанционного обучения. Заголовки являются основным средством структурирования текста и разбиения его на последовательность шагов при изучении. Обычно в модуле используются три типа заголовков, которые различаются размером и стилем шрифта. Наиболее крупные заголовки соответствуют разделам модуля, разделам присваивают номера 1.1; 1.2 и т.д. Заголовки подразделов несколько меньше и имеют номера 1.1.1, 1.1.2 и т.д. Более мелкие элементы структуры модуля также могут иметь заголовки. Маркированные списки объединяют однотипные объекты, например выводы или инструкции. Линии выделяют на странице рекомендации по чтению, упражнения, ссылки на видео материалы, компьютерные упражнения и другие элементы непосредственно не входящие в изучаемы текст. Такие элементы удобно помечать специальными символами, например из набора Wingdings.

Содержание


Схематичная структура учебно-практических пособий для курса и модулей ДО

Содержание


Список использованных источников

  1. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 № 6862).
  3. Приказ Минобразования РФ от 18.06.1997 № 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.1997 № 1351).
  4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
  5. Маруев С.А. Разработка учебно-практических пособий для дистанционного образования. - Рос. гос. аграр. заоч. ун-т, 1999. – 35с.

Содержание

 


© 2004-2011 Ростовский институт переподготовки кадров агробизнеса
Разработка Отдел ИТ Дизайн MakTa

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Используются технологии uCoz