Новости Карта сайта | |
Содержание Структура учебно-практического пособия для курса ДО Структура учебно-практического пособия для модуля ДО Дополнительные элементы и средства модуля ДО Схематичная структура учебно-практического пособия для курса и модулей ДО Создание электронной версии учебно-практического пособия (модуля) Список использованных источников Модули ДО Расчет доз минеральных удобрений |
Структура учебно-практического пособия для курса ДО Для конкретного курса дистанционного обучения согласно учебной программе необходимо разработать и издать учебно-практическое пособие, затем его перевести в электронный вид - сделать интерактивным, чтобы оно выполняло функции "Путеводителя". Учебно-практическое пособие для ДО должно иместь следующую структуру:
Распределение приоритетов и отбор материала для включения в курс является ключевой проблемой как на этапе предварительного продумывания содержания курса, так и на всех последующих этапах разработки курса ДО. Курс обучения должен иметь "сюжет". Первый шаг к определению сюжета делается при разработке достаточно подробной рабочей программы, структурируя ее в несколько (не больше 8-ми) модулей, каждый из которых служит изучению одной темы. Рассмотрим более подробно структуру учебно-практического пособия курса ДО1. Введение должно быть кратким и в то же время давать ясную информацию, необходимую слушателю с самого начала изучения курса. Во введении содержится три обязательных элемента:
Эти три компонента используются и во введении к каждому модулю/предмету/теме.. Сюжет задается списком положений, показывающих логическую структуру курса под заголовком "Вы будете изучать". Цели курса логически следуют из сюжета, но не идентичны ему. Под заголовком "Цели курса" приводится список важнейших тем, концепций, умений и т.д., которые слушатель должен освоить при его изучении. Связь курса с практикой должна быть отражена под заголовком "После изучения курса Вы сможете" в виде списка новых знаний и умений, которые слушатель сможет применить после изучения курса. Во введении следует отметить, что никакой курс не является самодостаточным для специалиста и даже после окончания курса необходимо совершенствовать и пополнять свои знания. Во введении также необходимо представить краткую информацию об авторах курса и используемых учебниках. Указать их практический опыт, сферы научных интересов. Это придает некоторый элемент личного общения между автором и дистанционным слушателем, которые не встречаются при изучении курса. Введение можно дополнить подзаголовками: 2. Содержание – перечень модулей/предметов курса, которые объединены общими целями и сюжетом заданными во введении. Схематично структура курса ДО представлена на рисунке 1. Рисунок 1 - Схематичная структура учебно-практического пособия для курса и модулей ДО Структура учебно-практического пособия для модуля ДО Одним из важных вопросов при разработке обучающих модулей является его содержание, т.к. слушатели должны изучать учебный материал последовательно, работая с текстом. Обучающий модуль имеет ряд особенностей:
Текст модуля ДО может быть:
Изучение модуля ДО, естественно, не должно ограничиваться дальнейшиее профессиональное совершенствование слушателя, а лишь давать стимул для освоения новых высот в конкретной науки. Объем материала модул ДО ограничен целями курса и временем на его изучение. Рассмотрим более подробно структуру модуля ДОКаждый модуль (предмет) ДО состоит из следующих разделов: 1. Введение содержит три элемента с заголовками: 2. Содержание модуля. 3. Текст модуля с ссылками. 4.Материалы для чтения и их использование. От выбора материалов для чтения зависит эффективность преподавания/изучения модуля при дистанционном образовании. В дополнение к учебно-практическому пособию каждый курс должен быть обеспечен несколькими учебниками и дополнительными материалами для чтения (статьи, главы из книг, монографии и т.д.). Чтобы чтение было активным, в текст модуля помещают специальные ссылки-подсказки и инструкции. Существует распространенные и эффективные способы научить слушателей пользоваться материалами для обязательного чтения:
Рекомендации по дополнительному чтению приводятся в конце модуля, чтобы не отвлекать слушателя при изучении основного материала. На дополнительные материалы даются только краткие ссылки, например: 5. Вопросы и упражнения Отличительной чертой учебно-практических пособий для дистанционного образования является интерактивность, которая достигается включением в текст вопросов и упражнений. Они в наибольшей степени моделируют диалог между слушателем и преподавателем. Вопросы могут быть двух типов:
Модуль должен содержать как минимум 2-3 упражнений, и вопросов в тексте. Ответы на вопросы в тексте должны следовать за вопросами непосредственно в составе модуля. Упражнениям присваивают номер, состоящий из номера модуля и порядкового номера упражнения в модуле (см. Рисунок 1). Рисунок 1 - Схематичная структура учебно-практического пособия для курса и модулей ДО 6. Контрольные работы включаются в модуль в зависимости от значимости и сложности. В них должно быть четко определено, что следует сделать. Ответы на контрольные задания проверяет преподаватель и возвращает их слушателю со своими замечаниями, оценкой уровня усвоения материала и советами. Схематичную структуру модуля ДО можно посмотреть здесь.Дополнительные элементы и средства модуля ДО В модуль дистанционного обучения можно добавить следующие дополнительные элементы и средства: 1. Тесты. При необходимости можно в модуль включить тестовые вопросы по отдельным темам, разделам или модулям. 2. Резюме. В конце модуля, следует поместить резюме – краткий перечень основных положений модуля из 5-6 пунктов. Резюме напоминает слушателю содержание и связи между модулями. 3. Словарь основных понятий и терминов облегчает работу слушателя с текстом и материалами для чтения. Его помещают в конце учебно-методического пособия. 4. Подготовка к экзамену или защите дипломной работы. Неотъемлемой частью модуля являются задания для итоговой аттестации. Автор должен разработать несколько вариантов таких заданий. Одно из экзаменационных заданий в качестве примера необходимо поместить в учебно-практическое пособие, чтобы показать слушателям, что ожидает их на экзамене, как формулируются вопросы и задания. 5. Вопросы для повторения также служат для подготовки к итоговой аттестации и помещаются в конце учебно-практического пособия. Эти вопросы отличаются от вопросов экзаменационного задания, их цель – оценить насколько достигнуты цели курса. Вопросы должны затрагивать все важные темы каждого модуля. 6. Графическое оформление текста и иллюстрации отличает текст учебно-практического пособия для ДО от традиционных книг и статей, облегчают его восприятие и служит для структурирования текста модуля. Например, можно использовать следующие графические элементы: Рамки прерывают процесс чтения, поэтому их должно быть немного, и текст в рамке не должен быть длинным. Схематичная структура учебно-практических пособий для курса и модулей ДО Список использованных источников
|